ГОСТ 26000-83
(СТ СЭВ 3762-82)
Группа Л69
_______________
* Наименование стандарта. Измененная редакция, Изм. N 1.
ОКСТУ 2509
Срок действия с 01.01.85
до 01.01.90*
________________________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации.
(ИУС N 2, 1993 год). - Примечание.
РАЗРАБОТАН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
ИСПОЛНИТЕЛИ
С.П.Захаров, В.Н.Мартынова, Е.В.Бойко, В.С.Калинковский, В.А.Щередин, Л.М.Новикова
ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР
Член Коллегии А.И. Лукашов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.12.83 N 5892
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 05.09.90 N 2504 c 01.03.91 и опубликованное в ИУС N 12, 1990 год
Изменение N 1 внесено юридическим бюро "Кодекс" по тексту ИУС N 12, 1990 год
Настоящий стандарт устанавливает метод определения основных размеров: наружного диаметра, ширины профиля без нагрузки, ширины профиля под нагрузкой и статического радиуса пневматических шин для всех видов транспортных средств.
Стандарт не распространяется на шины диаметром более 1600 мм и шириной профиля более 600 мм.
Сущность метода заключается в измерении наружного диаметра, ширины профиля без нагрузки шины, смонтированной на соответствующий обод и с давлением воздуха, установленным в соответствующем стандарте на пневматические шины, а также ширины профиля под нагрузкой и статического радиуса шины при нагружении ее на плоскую опорную поверхность.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1. АППАРАТУРА
1.1. Рулетка измерительная металлическая по ГОСТ 7502-89 с ценой деления 1 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.2. Штангенциркуль с удлиненными губками, обеспечивающий измерения с погрешностью не более ±0,5 мм.
1.3. Манометр по ГОСТ 2405-80, обеспечивающий измерения с погрешностью не более ±0,01 МПа (±0,1 кгс/см).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
1.4. Устройство для статического нагружения шины, обеспечивающее:
создание нагрузки на шину не менее 120% от нагрузки, установленной в нормативно-технической документации на пневматические шины, при этом относительная погрешность задания нагрузки не должна превышать ±2%;
вращение ненагруженной шины.
1.5. Допускается применять другие измерительные средства, обеспечивающие погрешность, указанную в разделе.
1.4, 1.5. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
2. ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ
2.1. Шины, предназначенные для испытаний, должны выдерживаться в испытательном помещении не менее 12 ч при температуре (25±10) °С.
Осмотр шины и монтаж на испытательный обод - по ГОСТ 27704-88.
2.2. В шине устанавливают давление воздуха, соответствующее максимально допускаемой нагрузке, при которой допускается снижение давления, - для шин с регулируемым давлением и индексу грузоподъемности - для остальных шин.
2.3. Шину устанавливают в горизонтальное или вертикальное положение без касания с опорной поверхностью. На боковине шины обозначают сечения, в которых проводят измерения.
2.1-2.3. (Измененная редакция, Изм. N 1).
3. ПРОВЕДЕНИЕ ИСПЫТАНИЯ
3.1. Испытания проводят не ранее, чем через 24 ч после установления в шине давления. При проведении приемосдаточных испытаний измерения проводят не менее, чем через 15 мин после установления в шине давления.
При разногласиях в оценке качества шин испытания проводят не ранее, чем через 24 ч после установления в шине давления, при этом за 15 мин до проведения измерений давление воздуха в шине контролируют и, в случае необходимости, корректируют в соответствии с п.2.2. Если обнаружено снижение давления воздуха в шине более чем на 0,1 МПа (1,0 кгс/см), определяют причину потери герметичности. Устраняют неисправность. Испытания возобновляют начиная с п.2.2.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2. Для определения наружного диаметра шину опоясывают мерной лентой по контуру наибольшего сечения и измеряют длину свободной окружности ненагруженной шины с погрешностью не более 1,0 мм.
3.3. Ширину профиля ненагруженной шины измеряют не менее, чем в четырех местах, расположенных равномерно по окружности таким образом, чтобы измерительные поверхности губок штангенциркуля вошли в контакт с гладким местом поверхности боковин шины без приложения усилия, были параллельными плоскости вращения и перпендикулярными к оси вращения шины. При отсутствии гладких мест на боковине допускается измерять ширину профиля по ребрам или выступам с последующим вычетом их толщины.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.4. Ширину профиля шины под нагрузкой измеряют в месте наибольшей деформации боковины у невращающейся шины последовательно в четырех сечениях, равномерно расположенных по окружности шины после нагружения ее нагрузкой. Давление в шине устанавливают в соответствии с п.2.2.
3.5. Статический радиус шины определяют последовательно измерением расстояния от плоскости опоры до центра шины в четырех сечениях, равномерно расположенных по окружности шины после нагружения ее нагрузкой, установленной в соответствии с п.3.4.
3.6. Ширину профиля под нагрузкой и статический радиус шины измеряют после выдержки ее под нагрузкой не менее 30 с.
3.4-3.6. (Введены дополнительно, Изм. N 1).
4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
4.1. Наружный диаметр, в миллиметрах, вычисляют делением значения, полученного по п.3.2, на 3,1416 и округляют до целого числа.
4.2. Ширину профиля без нагрузки определяют как максимальное измерение по п.3.3, под нагрузкой - как максимальное измерение по п.3.4.
Статический радиус шины определяют как среднее арифметическое значение измерений по п.3.5.
Погрешность измерения ширины профиля шины без нагрузки и под нагрузкой и статического радиуса должна быть не более ±1,0 мм.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.3. Результаты испытаний записывают в протокол, содержащий:
наименование предприятия, проводившего испытания;
обозначение шины;
обозначение обода;
результаты всех измерений;
окончательные результаты измерений;
дату измерения;
фамилии сотрудников, проводивших испытания;
заводской номер шины;
обозначение настоящего стандарта.